Макаренко Николай Фёдорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 823
Макаренко Николай Фёдорович - командир эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка 5-й смешанной авиационной дивизии 23-й армии Ленинградского фронта, майор.
Родился 19 апреля (1 мая) 1916 года в селе Сенное ныне Богодуховского района Харьковской области Украины в крестьянской семье. Украинец. Окончил 7 классов. Учился в Изюмском медицинском техникуме Харьковской области.
В Красной Армии с 1935 года. В 1938 году окончил Чугуевскую военную школу лётчиков. Участник освобождения Западной Украины, Западной Белоруссии, советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром звена. Затем командовал эскадрильей на Ленинградском и Воронежском фронтах.
Командир эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт) майор Николай Макаренко, защищая блокадный Ленинград (с 1965 года – город-герой, с 1991 года – Санкт-Петербург) от налётов вражеской авиации, к декабрю 1941 года совершил 262 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 1 и уничтожил на земле 2 самолёта противника. Кроме этого участвовал в многочисленных штурмовках мототехники и живой силы противника, нанеся ему большой урон.
9 июля 1942 года в воздушном бою над Воронежем капитан Макаренко получил тяжелейшее ранение руки и более полгода лечился в госпитале. Вернуться к лётной деятельности ему было не суждено.
Всего к этому времени Н.Ф.Макаренко выполнил 320 успешных боевых вылетов, сбил 10 вражеских самолётов, совершил 109 вылетов как штурмовик.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Макаренко Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 823).
С весны 1943 года отважный лётчик-истребитель продолжал службу в ВВС СССР. В 1950 году он с отличием окончил Краснознамённую ордена Ленина Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, получил звание полковника-инженера. С того же года служил на различных инженерных должностях, сочетая накопленный боевой опыт со знаниями, приобретёнными в академии, успешно занимаясь при этом испытаниями авиационной техники в Государственном научно-испытательном институте ВВС имени В.П. Чкалова.
С 1970 года полковник Н.Ф. Макаренко - в запасе. Жил в посёлке Чкаловский Щёлковского района Московской области. Скончался 12 января 1998 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.
Награждён двумя орденами Ленина (20.12.41; 10.02.43), двумя орденами Красного Знамени (13.09.43; 30.12.56), орденами Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), Трудового Красного Знамени (№ 370762 от 17.06.61), Красной Звезды (15.11.50), медалью "За боевые заслуги" (06.11.45), другими медалями.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. Имя Николая Макаренко присвоено самолёту МиГ-23П 28-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Боевое крещение лейтенант Николай Макаренко получил на Карельском перешейке в войне с белофиннами. Летал он тогда на И-16 и И-153 («Чайка»). Первое боевое задание выполнял в декабре 1939 года: в составе эскадрильи прикрывал боевые порядки сухопутных войск. Всё шло своим чередом, когда впереди показался «Дорнье-215». С разрешения ведущего Макаренко сблизился с неприятельским самолётом и открыл огонь. Самолёт загорелся, остановился один его мотор, но враг продолжал полёт на втором моторе. И лишь после третьей атаки вспыхнул и начал разваливаться на куски.
2 января 1940 года звено наших истребителей, в составе которого ведомым был и Макаренко, вылетело на прикрытие сухопутных войск. В воздухе появились финские самолёты. Макаренко с ходу атаковал замыкающую машину врага и сбил её. Это была его вторая победа на Карельском перешейке.
Потом Макаренко сопровождал бомбардировщики в тыл противника, патрулировал над Ленинградом, оберегая мирных жителей от налётов вражеской авиации, выполнял разведывательные полёты в простых и сложных метеорологических условиях. Всего в войне с белофиннами совершил 53 успешных боевых вылета.
Но особенно много пришлось летать в годы Великой Отечественной войны.
Как-то раз пятёрка истребителей в составе П.С.Большакова, В.П.Волкова, А.В.Кислякова, Н.А.Кривойкина и Н.Ф.Макаренко вылетела на выполнение боевого задания в район города Сортавала. Надо было произвести разведку. Выйдя к цели, группа обнаружила большую автоколонну, которая двигалась к Ленинграду. Лётчики подожгли более 15 вражеских автомашин. Выполнив задание, группа повернула на свой аэродром. Недалеко от линии фронта, на опушке леса, обнаружили скопление пехоты противника. Макаренко снизился до 200 метров и с бреющего полёта расстрелял гитлеровцев из пулемёта. Но в это время на его самолёт спикировали сразу 4 «мессершмитта». Разгорелся неравный бой. Заметив, что после очередной атаки «мессеры» выстроились для нанесения нового удара, Макаренко развернул машину и пошёл в лобовую атаку. Сблизившись до 100 метров, нажал на гашетку. «Мессер», оставляя за собой хвост густого дыма, камнем рухнул вниз. Так была одержана первая победа лётчика в боях с фашистской авиацией.
В августе 1941 года, когда враг рвался к Ленинграду, пятёрка лейтенанта Н.А.Кривойкина, в которую входил и Макаренко, выполняла боевое задание по прикрытию наших войск, попавших в окружение. В завязавшемся воздушном бою с втрое превосходящим противником Макаренко сбил ещё один вражеский самолёт. Но и его машина получила сильные повреждения. Все попытки спасти её и посадить на небольшой островок кончились неудачей. Самолёт стал резко терять высоту и упал в Ладожское озеро. Лишь чудом Макаренко удалось спастись. Отстегнув ремни, он выбрался из кабины и с трудом доплыл до островка, где его подобрали наши моряки.
В конце декабря 1941 года за 262 боевых вылета Н.Макаренко был представлен к геройскому званию. Но представление более года ходило по инстанциям (истребитель должен был сбить более 10 самолётов врага – «геройская норма»). Тем временем бои продолжались.
В конце июня 1942 года 153-й истребительный авиационный полк, в котором служил Макаренко, перелетел под Воронеж, где фашистские войска перешли в грандиозное наступление.
9 июля 1942 года с разных направлений на Воронеж стали заходить 6 групп бомбардировщиков общим количеством до 100 самолётов под прикрытием более 50 истребителей. В воздухе капитан Макаренко увидел, как фашистские бомбардировщики под прикрытием истребителей к тому времени разделились на 2 группы. Одна из них подошла к аэродрому и с ходу поспешно стала сбрасывать бомбы на лётное поле. Макаренко первым открыл огонь по фашистам с дальней дистанции. Он безошибочно определил флагмана и атаковал его. Тот попытался уйти, стал отчаянно маневрировать. С близкой дистанции комэск прошил фашистский самолёт, который завалился в глубокий левый крен, выпустив оранжевую струю огня и дыма, пошёл к земле и взорвался на окраине Воронежа.
После этого Макаренко бросил свою «аэрокобру» на помощь звену Решетникова, отбивавшемуся от шестёрки «мессершмиттов». Комэск с ходу атаковал строй «мессеров». В следующее мгновение он резко изменил полёт и свечой пошел вверх. Фашисты за ним. Но «аэрокобра» на полной мощности мотора на вертикалях была сильнее «мессершмитта». Когда пара «худых» стала зависать, утратив свою инерцию, Макаренко успел проскочить ещё сотни полторы метров вверх и, набрав скорость, боевым разворотом зашёл в хвост одному из «мессеров» и открыл огонь. «Мессершмитт» покачнулся и отвесно, не выходя из штопора, врезался в землю.
Генерал А.Г.Рытов, комиссар авиагруппы, наблюдавший за боем, впервые видел подобное: над Воронежем и его окрестностями развернулось целое воздушное сражение. Десятки самолётов сошлись в смертоносной огненной карусели. Нашими лётчиками было сбито 15 «юнкерсов» и 3 «мессершмитта». Рытов передал Макаренко по радио приказ продержаться ещё 10-20 минут до подлёта другого авиаполка.
И именно в это мгновение Макаренко почувствовал, как его самолёт резко качнуло. От разбитой приборной доски полетели стёкла, резкая боль обожгла левое плечо, сковала руку, перед глазами поплыли круги, языки пламени заплясали на полу кабины. «Аэрокобра» комэска дала левый крен и круто пошла по спирали вниз. Два «мессершмитта» тотчас ринулись за самолётом Макаренко. Но комэска спас ведомый лейтенант Савин, бросивший свою «аэрокобру» наперерез вражеским лётчикам.
Когда Макаренко с трудом приземлился, все находившиеся на аэродроме лётчики и обслуживающий персонал бросились к самолёту комэска, открыли дверцу кабины, бережно вытащили окровавленного капитана и уложили в подоспевшую санитарную автомашину.
7 месяцев пролежал в госпитале герой воронежского неба. Врачи сделали всё возможное, чтобы вернуть Макаренко в строй, но восстановить полноценность искалеченной в бою снарядом руки им так и не удалось.
На второй день по возвращении в родную часть, 10 февраля 1943 года, радио принесло радостную весть: гвардии майору Макаренко Николаю Федоровичу за мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.
Однополчане организовали торжественное чествование своего боевого друга. Ему поднесли подарки, и самым ценным, который он и после войны хранил как реликвию, был снаряд от пушки его машины, из которой он сбил 2 самолёта противника в грозном воронежском небе.
Уезжать из родного полка в тыл, на лёгкую работу, как ему предложили, Макаренко наотрез отказался. Он просил, требовал, чтобы его допустили к полётам, уверял, доказывал, что сможет управлять истребителем и одной рукой. Но врачи были неумолимы…
И вот годы упорной учёбы в Военной академии имени Н. Е. Жуковского. Затем работа научным сотрудником, преподавателем, выступления с лекциями в войсковых частях. И здесь пришло признание: в 1961 году Герой Советского Союза полковник-инженер Николай Фёдорович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Биография дополнена Валерием Воробьёвым
Биографию подготовил:
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.
Рытов А.Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат, 1970.