Герой Социалистического Труда
Производство: Автомобилестроение
Приходько Иван Митрофанович

Приходько Иван Митрофанович

29.05.1910 - 28.01.1991

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.04.1971

Медаль № 18193

Орден Ленина № 395102

Приходько Иван Митрофанович – директор Кременчугского автомобильного завода имени 50-летия Советской Украины Министерства автомобильной промышленности СССР, Полтавская область Украинской ССР.

Родился 29 мая 1910 года в поселке соляного рудника «Пшеничный» Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне в составе города Соледар Артемовского района Донецкой области, Украина) в многодетной семье рабочего рудника.

С 1917 по 1922 год учился в четырехклассной начальной школе поселка Двуречье (ныне в составе города Соледар). С 1922 по 1926 год учился в семилетней школе поселка соляного рудника имени Карла Либкнехта (ныне в составе город Соледар). После окончания семилетки поступил в индустриальную профессиональную техническую школу в городе Бахмуте (ныне Артемовск). Одновременно с учебой работал электриком ремонтных мастерских при профтехшколе.

С 1929 года - электромонтер электростанции содового завода «Красный химик» в городе Славянске. В сентябре этого же года поступил в Артемовский индустриальный техникум. После его окончания в 1931 году работал электриком на Краматорском металлургическом и Старокраматорском машиностроительном заводах (в то время находились на одной территории). Одновременно поступил в Краматорский машиностроительный институт (в настоящее время не существует). В январе 1932 года перевелся в Ленинградский индустриальный институт (ныне — Санкт-Петербургский политехнический университет).

В мае 1936 года после окончания института был направлен на Ленинградский государственный завод №174 имени К.Е.Ворошилова (ранее Обуховский завод, ныне открытое акционерное общество «Звезда»), на котором в это время производится легкий танк Т-26, инженером-электриком в отдел главного энергетика.

С 2 января по 13 ноября 1937 года служил в Красной Армии курсантом одногодичной полковой школы 215-го Туркестанского стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии.

Сразу после увольнения в запас был назначен главным энергетиком завода № 174. С сентября 1938 года — начальник управления капитального строительства этого же завода. С апреля 1940 года в связи с укрупнением служб завода был назначен главным механиком и главным энергетиком завода.

Член ВКП(б) с января 1940 года.

В начале Великой Отечественной войны продолжал работать на том же заводе, участвовал в строительстве оборонительных сооружений, огневых точек на подступах к Ленинграду. В октябре 1941 года вместе с заводом был эвакуирован в город Чкалов (ныне Оренбург) на Чкаловский паровозоремонтный завод, где участвовал в организации выпуска легких танков Т-50. В связи с нехваткой двигателей производство танков Т-50 было прекращено, и завод перешел на выпуск танка Т-34. В апреле 1942 года завод переводят в Омск, на базу Омского паровозовагоноремонтного завода. Приходько И.М. был назначен начальником управления капитального строительства завода №174, руководит строительством сталелитейного комплекса (мартеновского цеха с четырьмя печами и сталефасонного цеха), цеха цветного литья, радиаторного цеха.

В августе 1944 года был назначен парторгом ЦК ВКП(б) на Омском танковом заводе № 174.

За успешное освоение и выпуск боевой техники в годы Великой Отечественной войны был награжден двумя орденами Красной Звезды (1943, 1945) и орденом Трудового Красного Знамени (1944).

14 февраля 1946 года возвратился в Ленинград и начал работать на заводе №800 заместителем директора по капитальному строительству.

26 ноября 1947 года был назначен директором Крюковского вагоностроительного завода Министерства транспортного машиностроения (город Крюков-на-Днепре, ныне в составе города Кременчуга, Полтавская область, Украина). Уже в 1948 году завод достиг довоенного уровня производства. За время работы Приходько Н.М. директором Крюковский вагоностроительный завод увеличил производство грузовых магистральных вагонов с 4259 штук в 1947 году до 9000 в 1960 году, были введены в эксплуатацию новые здания теплоэлектроцентрали, тележечного, ремонтно-механического, электродного цехов. За это время завод 33 раза побеждал во Всесоюзном социалистическом соревновании в своей отрасли и получал переходящее Красное знамя Министерства транспортного машиностроения.

С 1951 года на заводе был также освоен выпуск переправочно-десантной техники для Вооруженных Сил (плавающий транспортер К-61, гусеничный самоходный паром ГСП-55, плавающий транспортер ПТС-65, инженерный подводный разведчик ИПР-75, плавающий прицеп, машины для уборки тростника, серия паромно-мостовых машин ПММ «Волна»).

Много внимания уделял также жилищному строительству для работников завода, организации общественного питания, обеспечению работников промышленными и продовольственными товарами, строительству объектов социального и культурного значений (оздоровительный детский лагерь (1951 г.), больничный комплекс (1960 г.)).

9 ноября 1960 года Приходько И.М. был назначен директором Кременчугского автомобильного завода.

Уже к концу 1961 года валовой рост продукции составил 35%, товарной продукции было изготовлено на 41% больше чем в предыдущем году, а выпуск автомобилей вырос на 60 % по сравнению с 1960 годом. Разворачивается строительство новых цехов - сталелитейного, рамно-кузовного, деревообрабатывающего, термического, экспериментального. Одновременно стали решаться социальные проблемы коллектива. Для решения проблемы жилья начали возводиться сборные общежития армейского типа для временного размещения работников. В дальнейшем был построен целый микрорайон жилых домов для работников завода по улице Киевской.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию автомобильной промышленности Приходько Ивану Митрофановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал работать директором завода до 1976 года. За время его работы директором КрАЗа было производство грузовых автомобилей увеличилось с 4716 в 1960 году до 27085 в 1976. Завод стал ведущим в Советском Союзе по производству автомобилей высокой проходимости, в первую очередь Вооруженных Сил. За выдающиеся достижения в производстве автомобильной техники завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

С 1976 года И.М. Приходько - пенсионер союзного значения.

Умер 28 января 1991 года. Похоронен на Новом кладбище Кременчуга.

Депутат Верховного Совета СССР 4-го (1957—1958, избран вместо выбывшего депутата) и 5-го (1958—1962) созывов. Делегат ХХII, XXIII, XXIV съездов КПСС, член Омского горкома ВКП(б) (1944-1946).

Награжден 2 орденами Ленина (22.08.1966, 5.04.1971), орденами Октябрьской Революции (11.03.1976), Трудового Красного Знамени (20.01.1944), 2 орденами Красной Звезды (1943, 09.07.1945), медалями (в том числе «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в в Великой Отечественной войне», Золотой медалью ВДНХ СССР (1973)).

Почетный гражданин города Кременчуга (29.01.1981).

На доме, в котором герой жил с 1947 по 1965 год в Кременчуге установлена мемориальная доска. В сентябре 1996 года именем Приходько И.М. названа улица в Крменчуге. 27 мая 2005 года в музее истории Крюковского вагоностроительного завода открыта мемориальная комната-кабинет И.М.Приходько.


 

Биографию подготовил: Александр Наровлянский